Read this manual in English

Оптимизация игры на Defold

Важно понимать технические ограничения платформы (платформ), на которой должна запускаться ваша игра, и оптимизировать ее для данной платформы (платформ) при разработке. Следует учитывать несколько аспектов:

  • Размер приложения
  • Скорость
  • Использование памяти
  • Использование батареи

Оптимизация размера приложения

При сборке и бандлинге вашего приложения Defold создаст дерево зависимостей. Система сборки запустится из коллекции начальной загрузки (bootstrap collection), указанной в файле game.project, и проверит каждую коллекцию на которую ссылаются, игровой объект и компонент, чтобы выстроить список используемых ресурсов. Только эти ресурсы будут включены в окончательный бандл приложения. Все, на что нет прямых ссылок, будет исключено. Хотя полезно знать, что неиспользуемые ресурсы не будут включены, вам как разработчику все же необходимо учитывать, что входит в окончательное приложение, а также размер отдельных ассетов и общий размер бандла приложения. Некоторые целевые платформы и каналы распространения имеют ограничения на размер приложения:

  • Apple и Google определили ограничения на размер приложений при загрузке через мобильные сети (в отличие от загрузки через Wi-Fi).
    • Летом 2019 года эти ограничения составляли 100 МБ для Google Play и 150 МБ для Apple App Store.
  • Facebook имеет рекомендацию, что запуск Facebook Instant Game должен занимать менее 5 секунд, а желательно менее 3 секунд.
    • Что это означает для фактического размера приложения, четко не определено, но мы говорим о размере в диапазоне до 20 МБ.
  • Размер проигрываемой рекламы обычно ограничен от 2 до 5 МБ в зависимости от рекламной сети.

Согласно исследованию 2017 года, было показано, что «на каждые 6 МБ увеличения размера APK-файла наблюдается снижение коэффициента конверсии установок на 1%». (источник)

Чтобы лучше понять, что составляет размер вашего приложения, вы можете создать отчет о сборке во время бандлинга. Довольно часто звуки и графика занимают большую часть размера любой игры.

Уменьшение размера движка

Вы можете использовать файл манифеста приложения для удаления тех компонентов движка, которые вам не нужны. Вы можете, например, удалить подключаемые физические движки, если ваша игра не использует физику. Воспользуйтесь Manifestation online tool для создания манифеста приложения.

Оптимизация звуков

Defold поддерживает файлы .ogg и .wav, где .ogg обычно используется для музыки, а .wav - для звуковых эффектов. Звуки должны быть 16-битными с частотой дискретизации 44100, поэтому перед кодированием звуков необходимо выполнить все нужные оптимизации. Вы можете редактировать звуки во внешнем звуковом редакторе, чтобы снизить качество или преобразовать из .wav в .ogg.

Оптимизация графики

У вас есть несколько вариантов оптимизации графики, используемой в вашей игре, но первое, что нужно сделать, - это проверить размер графики, которая добавляется в атлас или используется в качестве источника тайлов. Никогда не используйте графику большего размера, чем это действительно необходимо в вашей игре. Импорт больших изображений и их масштабирование до подходящего размера - это пустая трата памяти текстур, и этого следует избегать. Начните с подгонки размера изображений с помощью внешнего программного обеспечения для редактирования изображений до фактического размера, необходимого для вашей игры. Для таких вещей, как фоновые изображения, также можно использовать небольшое изображение и масштабировать его до желаемого размера. После того, как вы уменьшили изображения до нужного размера и добавили их в атласы или использовали в источниках тайлов, вам также необходимо принять во внимание размер самих атласов. Максимальный размер атласа, который можно использовать, зависит от платформы и графического оборудования.

В этих постах на форуме предлагается несколько советов о том, как изменить размер нескольких изображений с помощью скриптов или стороннего программного обеспечения.

  • Максимальный размер текстуры в HTML5: https://webglstats.com/webgl/parameter/MAX_TEXTURE_SIZE
  • Максимальный размер текстуры в iOS:
    • iPad: 2048x2048
    • iPhone 4: 2048x2048
    • iPad 2, 3, Mini, Air, Pro: 4096x4096
    • iPhone 4s, 5, 6+, 6s: 4096x4096
  • Максимальный размер текстуры на Android сильно различается, но в целом все относительно новые устройства поддерживают 4096x4096.

Если атлас слишком большой, вам нужно либо разделить его на несколько меньших атласов, либо масштабировать весь атлас с помощью профиля текстуры. Система профилей текстур в Defold позволяет не только масштабировать атласы целиком, но и применять алгоритмы сжатия для уменьшения размера атласа на диске. Вы можете подробнее узнать о профилях текстур в руководстве.

Вы можете узнать больше о том, как оптимизировать текстуры и управлять ими в этом посте на форуме.

Исключение контента для загрузки по запросу

Другой способ уменьшить исходный размер приложения - исключить части игрового контента из бандла приложения и сделать их загружаемыми по мере необходимости. Исключенный контент может быть чем угодно, от целых уровней до разблокируемых персонажей, скинов, оружия или транспортных средств. Defold предоставляет систему под названием Live Update для исключения содержимого для загрузки по запросу. Подробнее читайте в Руководстве по Live Update.

Оптимизации размера специфичные для Android

Сборки под Android должны поддерживать как 32-разрядные, так и 64-разрядные архитектуры CPU. Когда вы готовите бандл под Android, вы можете указать, какие архитектуры CPU включать:

Подписывание Android бандла

Google Play поддерживает мульти-APK для каждой версии игры, что означает, что вы можете уменьшить размер приложения, создав два APK, по одному на архитектуру CPU и загрузить оба в Google Play.

Вы также можете использовать комбинацию файлов APK-расширения и Live Update контент) благодаря расширению APKX с портала экстеншенов.

Оптимизация скорости приложения

Прежде чем пытаться оптимизировать игру с целью увеличения скорости ее выполнения, вам необходимо знать, где находятся ваши узкие места. Что на самом деле занимает большую часть времени в кадре вашей игры? Это рендеринг? Это ваша игровая логика? Это граф сцены? Чтобы в этом разобраться, рекомендуется использовать встроенные инструменты профилирования. Используйте экранный или веб-профилировщик, чтобы оценить производительность вашей игры, а затем примите решение, нужно ли оптимизировать что-то и что именно. Как только вы лучше поймете, на что уходит процессорное время, вы сможете приступить к решению проблем.

Уменьшение времени выполнения скрипта

Уменьшение времени выполнения скрипта необходимо, если профилировщик показывает высокие значения для категории Script. Как правило, вы, конечно, должны стараться запускать как можно меньше кода в каждом кадре. Запуск большого количества кода в update() и on_input() в каждом кадре может повлиять на производительность вашей игры, особенно на маломощных устройствах. Вот некоторые рекомендации:

Используйте шаблоны реактивного программирования

Не запрашивайте изменения, если вы можете получить функцию обратного вызова. Не анимируйте что-либо вручную и не выполняйте задачи, которые могут быть переданы движку (например, go.animate вместо анимации чего-либо вручную).

Сократите объем сборки мусора

Если вы создаете множество короткоживущих объектов, таких как таблицы Lua, в каждом кадре, это в конечном итоге вызовет сборщик мусора Lua. Когда это происходит, это может проявляться в виде небольших пауз/скачков во времени кадра. Повторно используйте таблицы там, где вы можете и действительно старайтесь избегать создания таблиц Lua внутри циклов и подобных конструкций, если это возможно.

Заранее пред-хешируйте идентификаторы сообщений и действий

Если вы обрабатываете много сообщений или имеете дело с большим количеством событий ввода, рекомендуется предварительно хешировать задействуемые строки. Рассмотрим этот фрагмент кода:

function on_message(self, message_id, message, sender)
    if message_id == hash("message1") then
        msg.post(sender, hash("message3"))
    elseif message_id == hash("message2") then
        msg.post(sender, hash("message4"))
    end
end

В приведенном выше сценарии хешированная строка будет пересоздаваться каждый раз при получении сообщения. Это можно улучшить, создав хешированные строки один раз и используя хешированные версии при обработке сообщений:

local MESSAGE1 = hash("message1")
local MESSAGE2 = hash("message2")
local MESSAGE3 = hash("message3")
local MESSAGE4 = hash("message4")

function on_message(self, message_id, message, sender)
    if message_id == MESSAGE1 then
        msg.post(sender, MESSAGE3)
    elseif message_id == MESSAGE2 then
        msg.post(sender, MESSAGE4)
    end
end

Предпочитайте URL-ы и кэшируйте их

Передача сообщений или другие способы адресации игрового объекта или компонента могут быть выполнены как путем предоставления идентификатора в виде строки или хэша, так и в виде URL-адреса. Если используется строка или хеш, они будут внутренне переведены в URL. Поэтому рекомендуется кэшировать часто используемые URL-адреса, чтобы получить максимальную производительность системы. Обратите внимание на следующий пример:

    local pos = go.get_position("enemy")
    local pos = go.get_position(hash("enemy"))
    local pos = go.get_position(msg.url("enemy"))
    -- do something with pos

Во всех трех случаях будет извлечена позиция игрового объекта с идентификатором enemy. В первом и втором случае идентификатор (строка или хэш) будет преобразован в URL-адрес перед использованием. Это говорит нам о том, что для максимальной производительности лучше кэшировать URL-адреса и использовать кешированную версию:

    function init(self)
        self.enemy_url = msg.url("enemy")
    end

    function update(self, dt)
        local pos = go.get_position(self.enemy_url)
        -- do something with pos
    end

Сократите время, необходимое для рендеринга кадра

Уменьшение времени, необходимого для рендеринга кадра, необходимо, если профилировщик показывает высокие значения в категориях Render и Render Script. При попытке сократить время, необходимое для рендеринга кадра, следует учитывать несколько моментов:

  • Уменьшение количества вызовов отрисовки - Подробнее о сокращении вызовов отрисовки читайте в этом посте на форуме
  • Уменьшение перерисовки
  • Снижение сложности шейдеров - читайте об оптимизации GLSL в этой статье от Kronos. Вы также можете изменить шейдеры, используемые Defold по умолчанию (находятся в builtins/materials), и уменьшить точность шейдеров, чтобы получить некоторую скорость на маломощных устройствах. Все шейдеры используют точность highp, и изменение, например, до mediump может в некоторых случаях немного улучшить производительность.

Снижение сложности графа сцены

Уменьшение сложности графа сцены необходимо, если профилировщик показывает высокие значения в категории GameObject и, более конкретно, для семплов ` UpdateTransform`. Некоторые действия, которые необходимо предпринять в этом случае:

  • Culling - Отключите игровые объекты (и их компоненты), если они в данный момент не видны. Как это определяется, во многом зависит от типа игры. Для 2D-игры это может быть просто и, выражается как правило, в отключении игровых объектов, находящихся за пределами прямоугольной области. Вы можете использовать физический триггер, чтобы обнаружить это, или сгруппировав ваши объекты по корзинам. Как только вы определили, какие объекты нужно отключить или включить, вы делаете это, отправляя сообщение disable или enable каждому игровому объекту.

Оптимизация использования памяти

Этот раздел еще не закончен. Темы, которые будут затронуты:

Оптимизация использования батареи

Этот раздел еще не закончен. Темы, которые будут затронуты:

  • Запуск кода каждый кадр
  • Акселерометр на мобильном устройстве
  • Профилирование

Optimizing a Defold game

It is important to understand the technical constraints of the platform(s) where your game is supposed to run and to optimize your game for the platform(s) while developing your game. There are several aspects to consider:

  • Application size
  • Speed
  • Memory usage
  • Battery usage

Optimize application size

Defold will create a dependency tree when building and bundling your application. The build system will start from the bootstrap collection specified in the game.project file and inspect every referenced collection, game object and component to build a list of the assets that are in use. It is only these assets that will get included in the final application bundle. Anything not directly referenced will get excluded. While it is good to know that unused assets will not be included you as a developer still needs to consider what goes into the final application and the size of the individual assets and the total size of the application bundle. Some target platforms and distribution channels have limitations on application size:

  • Apple and Google has defined application size limits when downloading over mobile networks (as opposed to downloading over Wifi).
    • In the summer of 2019 these limits were 100 MB for Google Play and 150 MB for the Apple App Store.
  • Facebook has a recommendation that a Facebook Instant Game should start in less than 5 seconds and preferably less than 3 seconds.
    • What this means for actual application size is not clearly defined but we are talking size in the range of up to 20 MB.
  • Playable ads are usually limited to between 2 and 5 MB depending on the ad network.

To get a better understanding of what makes up the size of your application you can generate a build report when bundling. It is quite common that sounds and graphics is what takes up the bulk of the size of any game.

Optimize sounds

Defold supports .ogg and .wav files where .ogg is typically used for music and .wav for sound effects. Sounds must be 16-bit with a sampling rate of 44100 so any optimizations must be done on the sounds before encoding them. You can edit the sounds in an external sound editor software to reduce the quality or convert from .wav to .ogg.

Optimize graphics

You have several options when it comes to optimizing the graphics used by your game but the first thing to do is to check the size of the graphics that gets added to an atlas or used as a tilesource. You should never use a larger size on the graphics than is actually needed in your game. Importing large images and scaling them down to the appropriate size is a waste of texture memory and should be avoided. Start by adjusting the size of the images using external image editing software to the actual size needed in your game. For things such as background images it might also be ok to use a small image and scale it up to the desired size. Once you have the images down to the correct size and added to atlases or used in tilesources you also need to consider the size of the atlases themselves. The maximum atlas size that can be used varies between platforms and graphics hardware.

This forum posts suggests several tips on how to resize multiple images using scripts or third party software.

  • Max texture size on HTML5: https://webglstats.com/webgl/parameter/MAX_TEXTURE_SIZE
  • Max texture size on iOS:
    • iPad: 2048x2048
    • iPhone 4: 2048x2048
    • iPad 2, 3, Mini, Air, Pro: 4096x4096
    • iPhone 4s, 5, 6+, 6s: 4096x4096
  • Max texture size on Android varies greatly but in general all reasonably new devices support 4096x4096.

If an atlas is too large you need to either split it into several smaller atlases or scale the entire atlas using a texture profile. The texture profile system in Defold allows you to not only scale entire atlases but also to apply compression algorithms to reduce the size of the atlas on disk. You can read more about texture profiles in the manual.

You can read more about how to optimize and manage textures in this forum post.

Exclude content for download on demand

Another way of reducing initial application size is to exclude parts of the game content from the application bundle and make this content downloadable on demand. Excluded content can be anything from entire levels to unlockable characters, skins, weapons or vehicles. Defold provides a system called Live Update for excluding content for download on demand. Learn more in the Live Update manual.

Optimize for application speed

Before trying to optimize a game with the goal to increase the speed at which the game runs you need to know where your bottlenecks are. What is actually taking up most of the time in a frame of your game? Is it the rendering? Is it your game logic? Is it the scene graph? To figure this out it is recommended to use the built in profiling tools. Use the on-screen or web profiler to sample the performance of your game and then make a decision if and what to optimize. Once you have a better understanding of what takes time you can start addressing the problems.

Reduce script execution time

Reducing script execution time is needed if the profiler shows high values for the Script scope. As a general rule of thumb you should of course try to run as little code as possible every frame. Running a lot of code in update() and on_input() every frame is likely to have an impact on your game’s performance, especially on low end devices. Some guidelines are:

Use reactive code patterns

Don’t poll for changes if you can get a callback. Don’t manually animate something or perform a task that can be handed over to the engine (eg go.animate vs manually animating something).

Reduce garbage collection

If you create loads of short lived objects such as Lua tables every frame this will eventually trigger the garbage collector of Lua. When this happens it can manifest itself as small hitches/spikes in frame time. Re-use tables where you can and really try to avoid creating Lua tables inside loops and similar constructs if possible.

Pre-hash message and action ids

If you do a lot of message handling or have many input events to deal with it is recommended to pre-hash the strings. Consider this piece of code:

function on_message(self, message_id, message, sender)
    if message_id == hash("message1") then
        msg.post(sender, hash("message3"))
    elseif message_id == hash("message2") then
        msg.post(sender, hash("message4"))
    end
end

In the above scenario the hashed string would be recreated every time a message is received. This can be improved by creating the hashed strings once and use the hashed versions when handling messages:

local MESSAGE1 = hash("message1")
local MESSAGE2 = hash("message2")
local MESSAGE3 = hash("message3")
local MESSAGE4 = hash("message4")

function on_message(self, message_id, message, sender)
    if message_id == MESSAGE1 then
        msg.post(sender, MESSAGE3)
    elseif message_id == MESSAGE2 then
        msg.post(sender, MESSAGE4)
    end
end

Prefer and cache URLs

Message passing or in other ways addressing a game object or component can be done both by providing an id as a string or hash or as a URL. If a string or hash is used it will internally be translated into a URL. It is therefore recommended to cache URLs that are used often, to get the best possible performance out of the system. Consider the following:

    local pos = go.get_position("enemy")
    local pos = go.get_position(hash("enemy"))
    local pos = go.get_position(msg.url("enemy"))
    -- do something with pos

In all three cases the position of a game object with id enemy would be retrieved. In the first and second case the id (string or hash) would be converted into a URL before being used. This tells us that it’s better to cache URLs and use the cached version for the best possible performance:

    function init(self)
        self.enemy_url = msg.url("enemy")
    end

    function update(self, dt)
        local pos = go.get_position(enemy_url)
        -- do something with pos
    end

Reduce time it takes to render a frame

Reducing the time it takes to render a frame is needed if the profiler shows high values in the Render and Render Script scopes. There are several things to consider when trying to increase reduce the time it takes to render a frame:

  • Reduce draw calls - Read more about reducing draw calls in this forum post
  • Reduce overdraw
  • Reduce shader complexity - Read up on GLSL optimizations in this Kronos article. You can also modify the default shaders used by Defold (found in builtins/materials) and reduce shader precision to gain some speed on low end devices. All shaders are using highp precision and a change to for instance mediump can in some cases improve performance slightly.

Reduce scene graph complexity

Reducing the scene graph complexity is needed if the profiler shows high values in the GameObject scope and more specifically for the UpdateTransform sample. Some actions to take:

  • Culling - Disable game objects (and their components) if they aren’t currently visible. How this is determined depends very much on the type of game. For a 2D game it can be as easy as always disabling game objects that are outside of a rectangular area. You can use a physics trigger to detect this or by partitioning your objects into buckets. Once you know which objects to disable or enable you do this by sending a disable or enable message to each game object.

Optimize memory usage

This section is not yet finished. Topics that will be covered:

Optimize battery usage

This section is not yet finished. Topics that will be covered:

  • Running code every frame
  • Accelerometer on mobile
  • Profiling